Введение в микширование
Джеймс Микер
ВВЕДЕНИЕ В МИКШИРОВАНИЕ
Перевод:
Анатолий (piastro) Ширяев;
От автора: как всегда, совершенствуя свои навыки в области сведения, бороздя просторы интернета я наткнулся на этот свод правил сведения. Рассуждения и выводы Джеймса показались мне настолько понятными и хорошо организованными, что я сразу взялся за перевод и локализацию иллюстраций. Цель: а) лучше понять материал, б) подучить английский. Сразу обозначу – я не профессиональный переводчик и это пособие не претендует на звание учебника и является, скорее, конспектом общих истин сведения. В моем переводе его уже по достоинству оценили мои друзья, профессиональные звукорежиссёры. Если вам понравится это пособие, поделитесь ссылкой с коллегами, возможно они будут вам признательны. Приятного ознакомления!
Немногие люди достигают мастерства в микшировании. Микширование – процесс, при котором отдельные звуки смешиваются вместе, создавая сбалансированную стерео фонограмму. В идеале, хороший микс должен подчеркнуть композицию, поместив ее в интересную, объемную звуковую среду. Однако, часто большинство миксов деградируют, превращаясь в болото звукового мусора, где несколько инструментов борются за внимание слушателя. С годами, я создал собственный метод микширования, которым хотел бы поделиться.
Одна из первых вещей, которые следует понять о микшировании, это то, что Ваша конечная цель – создать СБАЛАНСИРОВАННЫЙ и ОБЪЕМНЫЙ микс. Проще говоря, громкость звуков должна соответствовать друг другу, подчеркивать важные части фонограммы, а также не должна слишком выделяться, выпадая из общей картины. Объемный микс подразумевает то, что фонограмма использует возможности стерео, не раздражает и не сбивает с толку слушателя. Чтобы эффективней достигнуть этих целей, я разработал систему и ряд правил, которые помогают сфокусироваться на достижении хорошего микса.
Первый совет для микширования: ОСТАВЬТЕ РЕВЕРБЕРАЦИЮ НА ПОТОМ. Только после того, как вы примерно распределили громкость звуков и их положение в пространстве, можно браться за настройку реверберации. Избегайте этого искушения. Попытайтесь создать максимально большой и жирный микс без реверберации. Последний шаг в моей системе микширования – добавление реверберации. Когда мы доберемся до “Простого метода” вы поймете, почему реверберация припасеня на самый конец микширования.
Когда я микширую, я не мыслю категориями “громкость” или “панорама”. Я мыслю категориями “РАССТОЯНИЕ” и “НАПРАВЛЕНИЕ” относительно слушателя. Представляя где и как далеко от слушателя находится инструмент, я строю воображаемую картину микса. Чтобы облегчить эту задачу, я создал удобную диаграмму, которая отражает восприятие слушателя.
Думайте об этой диаграмме, как о стерео пространстве, которое вы займете своим миксом. По горизонтали диаграмма отражает направление, а по вертикали – дальность. Представьте, что розовые наушники в центре – Слушатель, а белая область вокруг него – зона “В лоб”. Более светлая область вокруг – зона “Близко”. Линия по-середине – центр вашего микса, а линии слева и справа означают 50% от панорамы влево или вправо. Все что за этими линиями – далеко справа или далеко слева.
В целом, визуализация стерео выглядит следующим образом:
Цель этой диаграммы состоит в том, чтобы организовать ваш микс и помочь настроить звуки в соответствии с их положением относительно слушателя. Более важные инструменты должны быть помещены ближе к слушателю, а второстепенные звуки должны располагаться дальше. Аналогично, вы можете располагать звуки левее или правее от центра сцены.
Еще один способ взглянуть на эту диаграмму, это оценивать расстояние от слушателя до звука. Чем дальше располагается звук “розовых наушников”, тем дальше он от слушателя. Вот этот вариант диаграммы:
Пока я разрабатывал свой метод, я пришел к некоторым правилам, которые помогают добиться сбалансированного микса. Эти правила – хорошие рекомендации, подходящие во многих случаях. Если вы нарушаете хотябы одно из этих правил во время микширования, делайте это осознанно, понимая зачем это необходимо. Вот эти правила:
Правило 1. 75% МИКСА В ПРЕДЕЛАХ 50/50 ПАНОРАМЫ
Правило состоит в том, что 75% вашего микса должно находиться в пределах 50% процентов стереопанорамы влево/вправо. Лучшие миксы обычно не содержат звуков, панорамированных полностью влево или вправо – обычно, профессиональные миксы содержат всего несколько звуков, которые полностью используют стереопанораму. Чтобы ваш микс звучал плотно, избегайте чрезмерного панорамирования.
В то же время, чрезвычайно скучно слушать практически монофонический микс. Пока 75% вашего микса находятся в пределах 50/50 стереопанорамы, только половина этих звуков должны быть в полностью в центре. Фактически, только лид-вокал, бас, kick и snare должны быть в самом центре вашего микса. Избегайте слишком большого колличестве инструментов в самом центре микса. Панорамируйте их в пределах 50/50 стереопанорамы.
Не забывайте: когда что-то появляется в центре микса, это становится ЦЕНТРОМ ВНИМАНИЯ СЛУШАТЕЛЯ. Помещяйте в центр только самые важные и яркие звуки. Все остальное должно быть в некоторой степени смещено немного влево/вправо.
Правило 2. 50% МИКСА ДОЛЖНО БЫТЬ “БЛИЗКО” К СЛУШАТЕЛЮ
Во время микширования имейте в виду важные и доминирующие части песни. Располагайте их в близкой к слушателю области. Обычно, в хорошем миксе, примерно 50% дорожек находится где-то в области БЛИЗОСТИ к слушателю, в том числе и ДАЛЕКО СЛЕВА/СПРАВА. Удостоверьтесь, что звуки в зоне близости это важные части песни (лид-вокал, главные инструменты, kick, snare и все что особо важно в миксе).
Другая полезная вещь – иметь в виду, что два инструмента в зоне близости к слушателю не должны быть одинаковой громкости. Попытайтесь создать список самых важных или менее важных звуков в зоне близости и отрегулируйте громкость так, чтобы они не конфликтовали друг с другом. Иными словами – не позволяйте двум одновременно звучащим дорожкам быть одной громкости. Всегда звуки должны уменьшаться по громкости в зависимости от их значимости.
Последняя заметка о зоне близости: есть зона “В лоб”. Инструменты которые там находятся – самые доминирующие во всей фонограмме. Как правило, микс не должен содержать больше одного звука “В лов” в одно и то же время. Обычно это вокал или главный инструмент. Имейте в виду, что ОДНОВРЕМЕННО только ОДИН звук может быть в зоне “В лоб”. Также, будьте осторожны – если звуки “В лоб” будут располагаться полностью справа или слева – это будет звучать не натурально. Звуки “В лоб” должны быть не дальше 75% панорамы слева/справа.
Правило 3. БАЛАНСИРУЙТЕ СТЕРЕОПАНОРАМУ В СООТНОШЕНИИ НЕ БОЛЬШЕ 60/40
Один из аспектов хорошего микса – баланс стерео. В хорошем миксе правая или левая сторона не должны занимать болше 60% слышимой картины.
Располагая инструменты в стереопанораме имейте в виду, что расстояние до слушателя будет влиять на то, как эта сторона стереопанормы нагружена. Таким образом, если инструменты будут одинаково распределены слева и справа, но уровни справа будут выше скорее всего стереопанорама будет разбалансирована. Исправляется это либо корректировкой уровней, либо изменением расположения звуков по стереопанораме.
Правила 4 и 5. РАВНОЕ РАССТОЯНИЕ УРОВНЕЙ
Чем звук громче, тем он ближе к слушателю, чем тише, тем дальше от слушателя. Обычно, громкости звуков выставляются в зависимости от важности их для слушателя.
Тщательно контролируя мнимое расстояние звуков до слушателя, ваш микс будет не только стерео картину, но и глубину. Во время микширования, всегда думайте о миксе как о трехмерном пространстве, а не просто о левой и правой стороне.
Правило 6. РАССТОЯНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СТЕПЕНЬ РЕВЕРБЕРАЦИИ
Хорошо, если вы выполняли мои указания, вы приберегли реверберацию на самый конец. Это правило в большей степени связано с правилом 5. и влияет на глубину вашего микса. Правило основывается на физиологии восприятия человеком расстояния.
Обычно хочется использовать БОЛЬШЕ РЕВЕРБЕРАЦИИ на звуках, которые находятся дальше от слушателя. Точно также на элементах микса, которые находятся ближе к слушателю, хочется использовать меньше реверберации. Это может показаться нелогичным, но на то есть веские причины. Отсюда правило:
Чем ближе звук – тем меньше реверберации он должен содержать. Элементы микса в зоне близости не должны содержать больше 7% реверберации. Оставляйте наиболее важные звуки, которые близки к слушателю максимально “сухими”.
Вы скажете “Подождите минутку!” – “Не будет ли мой микс звучать плоско и скучно без кучи реверов на вокале и лид-инструментах?”. Конечно будет, если не добавить реверберации ко ВСЕМУ ОСТАЛЬНОМУ. Помните – микс состоит не только из лид-вокала и главных инструментов, но и из остальных звуков, которые все объединены в одном миксе. Добавьте реверберацию к более тихим, далеким звукам и вы начнете выстраивать глубокую, широкую сцену, впереди которой вы можете поставить вокал. Ваш микс будет звучать объемно, а вокал будет наиболее “сфокусированным”, т.к. он не содержит излишней реверберации.
Помните, что ваши фонограммы должны поддерживать основные инструменты. Фонограммы – фундамент для ваших главных звуков, которые должны занимать все внимание слушателя. Реверберация смягчает и смазывает стерео позиционирование – зачем делать это с главными звуками?
Я не говорю что лид-вокал и главные инструменты должны быть полностью сухими, к ним можно добавить реверберации, но желательно не добавлять больше 7% реверберации. Добавляйте столько, сколько требуется для того, чтобы “склеить” главные звуки с остальной фонограммой.
Запомните – более далекие звуки содержат больше реверберации, а более близкие – меньше.
Правило 7. ПАНОРАМИРУЕМЫЕ ЗВУКИ ТЕРЯЮТ В ГРОМКОСТИ
Заключительное правило связано с фактом, что чем больше звук сдвигается относительно центра, тем менее громким он будет восприниматься слушателем микса. Экстремальное панорамирование звука, например, до конца вправо, может понизить его громкость на 3 децибела. Имейте это в виду, когда микшируете эффекты или одинарные звуки, панорамируемые в крайних положениях чтобы сохранить их громкость при панорамировании, скорее всего их придется сделать громче.
Не повышайте громкость автоматически на экстремально панорамированных звуках. Делайте это только в случае нежелательной потери громкости. При естественном передвижении объекта в сторону от центра, падение громкости естественно.
Отлично! Теперь, когда мы обсудили все скучные правила, давайте перейдем к их применению для стандартного микса. Все инструменты микса помечены цветом и расположены в соответствии с расстоянием и позиционированием для слушателя.
Заметьте, что примерно половина микса происходит в зоне близости слушателя. Такие элементы микса как Вокал, Kick, Snare и Бас – самые важные элементы микса и занимают зону близости по центру, а Вокал вообще звучит “В лоб”
Примите во внимание стерео панорамирование микса: примерно 75 процентов микса расположена в пределах 50/50 стереопанорамы. Только несколько томов и крэш расположены дальше этой зоны.
После добавления реверберации, будет легче определить какие звуки требуют больше реверберации, а какие меньше. В итоге получится организованный, сбалансированный, объемный и эффективный микс.
Вышеупомянутый пример показывает, как использование “более короткой Диаграммы Микса” позволяет быстро сбалансировать свой микс, оценить важность его элементов и придерживаться приоритетов во время микширования.