Радио продакшн. Новый взгляд на старые проблемы.

1. Практика. «Ошибочные» прослушивания.

Всем знакома фраза «я сам додумался до всего!», которую звукорежиссеры произносят в беседе с коллегами, особенно когда обсуждаются темы приобретения опыта и получения профессиональных знаний. Как правило, собственный опыт, приобретенный годами, ценится выше всего. На суд читателя я выношу теорию о процессе накопления знаний и навыков в работе звукорежиссера. Эта информация пригодится новичкам в первую очередь и профессионалам, ищущим новый подход к решению старых  проблем.

Итак, начнем с самого начала. Вы задумывались о том, чем вы занимались на первых порах своей звукорежиссерской карьеры? Думаю, буду прав — в 99% слушали, слушали, слушали. Вероятно, перед каждым прослушиванием вы вращали в разные стороны ручки непонятных тогда приборов … Так или немного иначе, но привычка «повернул-послушал, подстроил-еще послушал» стала неотъемлемой частью рабочего процесса. Вскоре я стал серьезно задумываться о необходимости тотального слухового контроля. Причины для пересмотра «канонов» были следующие:

1. Часто наспех собранный микс звучит лучше, чем кропотливо обработанная сессия после.

2. Часто «слепое» сведение (без слухового контроля), только на базе отобранных ранее пресетов с минимальной коррекцией дает приемлемые результаты.

3. Некоторые  ранние работы (из тех, что были собраны «на коленке») звучат бесподобно.

Долгое время я считал эти случаи исключением из правил, стечением обстоятельств  или везением. Но обучаясь в частности игре на музыкальных инструментах я заметил, что к заучиванию сложного приема игры нужно подходить следующим образом: играть, насколько позволяет уровень техники игры и НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!

Итак, правило №1:

исключить заучивание ошибок. 

Я перенес эту методику на процесс сведения!

Поверьте, все секреты сведения вам раскроются после того, как вы перестанете ошибаться, вводя в заблуждение собственный слух «ошибочными» прослушиваниями. Сократите до минимума прослушивания того, что не имеет прямого отношения к конечной целостной звуковой картине:

1. Треки в миксе по-отдельности

2. Обработанный и необработанный клип

3. Реверберационные «хвосты»

4. Полосы на мультиполосном компрессоре

5. Сайд-чейн различных приборов

Непривычно? Согласен. Ведь львиную долю времени, отведенного на сведение мы тратим именно на это. Звукорежиссеры, не согласные со мной, скажут: эти выводы умозрительны — нельзя предугадать, с каким сигналом будешь работать и поэтому, всегда необходимо на слух перепроверять результаты работы любого прибора, будь то «железо» или софт. На мой взгляд именно в этом предположении кроется разгадка наших неудач. Попробуйте ответить на следующие  вопросы:

— Почему мы не можем предугадать свойства (частотные, динамические) записанного в нашей студии сигнала?

— Как часто происходит запись «неслыханных» ранее инструментов, источников звука, экзотических голосов?

— Как часто запись проходит в непредвиденных условиях?

Я утверждаю, что звукорежиссер, проведя анализ свойств планируемых для записи источников, способен ясно представить себе работу известных ему приборов на записанном сигнале. 

Итак, мы пришли к методике, способной в корне оптимизировать работу звукорежиссера современной продакшн студии.

Фактически, процесс сведения многоканальной сессии сводится к выставлению установок на приборах обработки эмпирическим способом и последующей их минимальной коррекции при прослушивании микса.

2. Анализ источников записи. Голос.

В этой главе я дам необходимые пояснения к тому как «проводить анализ свойств источников записи». Это не что иное, как прослушивание и эксперименты с обработкой. Возьмем к примеру самый распространенный источник записи — дикторский голос. Вот  план к его освоению:

1. Научиться распознавать голосовой регистр (тенор, баритон, бас у мужчин и сопрано, меццо-сопрано, альт у женщин)

2. Выделить в отдельные категории детские и старческие голоса, а также пародии на них.

3. Определять «вязкость» тембра — параметр, определяющий сочетание таких свойств как способность к активной артикуляции и тип локализации голоса (грудной, горловой). Так, грудной, неактивно артикулирующий голос называют «бубнящим», горловой с хорошей артикуляцией — «звонким», грудной с хорошей артикуляцией — «мощным», «мясистым».

Далее, для каждого пункта рассмотрим варианты установок эквалайзера и компрессора (т.е. частотной и динамической обработки) для каждого пункта свойств.

Необходимые условия записи голоса:
– минимум компрессии Ratio: 2-4;
– фильтр низких частот – 75…100 Гц;
– минимальная окраска микрофонного тракта;
– возможно применение де-эссера;
– максимально заглушенная комната для записи с
минимальным временем реверберации

1. Регистр голоса

EQUALIZER A

— почти всегда на басово-баритональных голосах проводится коррекция «нижней середины»: -3…-5db в интервале 250-500Hz

EQUALIZER B

 

— небольшой подъем в интервале 3500-5000Hz для обеспечения лучшей «читаемости» в миксе

Equalizer A+B

2. Детские, старческие и пародии.

EQUALIZER C

— обычно коррекция «режущей слух середины»: ослабление частот в интервале 1500-2500Hz

Equalizer A+B+С

3. Вязкость тембров.

EQUALIZER D

—  Для «бубнящих» голосов — дополнительная коррекция нижней середины и фильтр среза НЧ на 170-220Гц.

Equalizer D

COMPRESSOR A

Для «вязких» тембров (т.е. со слабой артикуляцией) выставляется бОльшая атака и меньшее время восстановления. Типичные значения установок компрессии для подчеркивания атаки согласных и, соответственно, улучшения различимости таковы:

Аttack 20…50 мс, Release 5…20 мс, Ratio = 3,6.

Compressor A

LIMITER A

 

Нередко приходится добавлять в линейку обработки пиковый лимитер (например Waves L2) или…

LIMITER B

еще один компрессор с малой атакой  и большим Ratio (например, плагин TC DeX c выключенным блоком DeEsser) для выравнивания пиков и увеличения плотности сигнала.

Для менее вязких тембров , голосов с хорошей подачей и артикуляцией компрессия нужна для регулировании общей плотности. Выставляется меньшая атака. Время восстановления — обратно пропорционально темпу речи, т.е. высокому темпу соответствует меньшее время восстановления и наоборот:

Attack 0…10 мс, Release 5…50 мс, Ratio = 5…20.

    Limiter B

Я вполне допускаю, что у вас могут получиться иные значения. Но в целом у вас должна образоваться сходная картина.

Резюмируя, привожу полную линейку «стандартной» обработки голосового трека:

EQ – DeEsser – Compressor – Limiter.

3. Анализ источников записи. Фонограмма.

Теперь перейдем к освоению свойств другого важного компонента любого произведения радийного звукорежиссера. Это — фонограмма, фон, подложка.

Какие критерии оценки необходимо применять, чтобы изначально исключить ошибки сведения?

Сразу определимся с видами фонограмм, обычно используемых в работе — это либо треки продакшн библиотек, либо отрывки музыкальных произведений. Главное отличие этих видов фонограмм состоит в том, что продакшн библиотеки нацелены на использование совместно с голосовым материалом, в отличии от авторских произведений, которые уже представляют собой законченные произведения. Это необходимо учитывать при монтаже и сведении.

Как это учитывать? Проведем анализ:

1. Продакшн-музыка обычно менее плотная (значение RMS меньше), чем оригинальная.

2. В продакшн библиотеках есть вариации одного и того же трека с разной по насыщенности аранжировкой, что позволяет выбрать наиболее удачное сочетание с голосом.

3. В отличие от оригинальной музыки треки продакшн библиотек имеют удобные  для работы звукорежиссера вступление и коду.

 4. Микширование голоса с фонограммой. Демаскировка.

Рассмотрим приемы «посадки» голоса в фонограмму.

Во-первых, дополнительной обработке мы будем подвергать не голос, а саму фонограмму. Стратегия обработки фонограммы такова: обработать фонограмму таким образом, чтобы голос звучал в миксе максимально естественно.

Во-вторых, мастеринг микса делается с учетом частотной обработки фонограммы. Стратегия мастеринга такова: кроме основной задачи частотно-динамической  коррекции, в некоторой степени компенсировать изменения звука фонограммы при предыдущей обработке.

Подробнее об обработке фонограммы при микшировании с дикторским голосом. Для начала введем понятие маскировки одного сигнала другим. В упрощенной трактовке это значение в децибелах, которое показывает насколько нужно увеличить громкость одного сигнала в миксе с другим, чтобы его субъективная различимость  стала такой же, как если бы этого второго сигнала не было.  На практике это значение находится так:

Сигнал 1 (С1)=диктор; Сигнал 2(С2)=звуковой фон.

1. Слушаем С1. Фиксируем его «различимость», обращая внимание на мелкие артефакты: голосовые щелчки, дыхание.

2. Вносим в микс С2 и слушаем С1+С2. Увеличиваем громкость С1 (или уменьшаем С2), чтобы субъективная картина «различимости» С1 была близка к пункту 1.

3. Абсолютное значение изменения громкости сигнала в пункте 2. — это и есть маскировка С1 сигналом С2. 

Заметим также, что наиболее точно можно вычислить значение маскировки, когда фон достаточно равномерен по динамике и АЧХ. Не случайно в качестве подложки к программам выбирают равномерный, однообразный музыкальный фон. Именно для того, чтобы можно было надежно зафиксировать громкость  диктора и звукового фона.

Согласно  многолетнему звукорежиссерскому опыту, если у вас имеются обработанные голос и музыка, то оптимальное значение маскировки (на какое значение уменьшить громкость фонограммы при микшировании с голосом) равно 9 дб.  Для рекламных роликов и промо это значение меньше, ведь там ведется работа по максимальному «внедрению» голоса в фонограму. Рассмотрим, как это делается, как можно сохранить драйв музыки и не потерять различимость голоса в миксе:

1. Частотная де-маскировка.

Используя понятие маскировки, мы рассмотрим частотный способ снижения фактора маскировки (частотной де-маскировки). Существует  распространенный способ «уменьшения голосовых частот в фонограмме» (когда для улучшения различимости фонограмму обрабатывают эквалайзером с ослаблением частот в области 3-4 kHz). К сожалению, он обычно не приносит желаемого результата. Обычно после этой процедуры звукорежиссер дополнительно поднимает в голосе частоты от 4 до 6 кГц, стремясь достичь большей различимости голоса (зачастую «перегружая верх»). Почему это происходит, я объясню далее. Согласно многочисленным экспериментам выяснилось, что БОЛЕЕ НИЗКИЕ ПО ТОНУ СИГНАЛЫ  СИЛЬНЕЕ МАСКИРУЮТ БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ. Это означает, что для де-маскировки в голосовом частотном диапазоне (т.н. Voice Presence) необходимо корректировать у фонограммы частотный диапазон 300-800 Гц

Обработка фонограммы для демаскировки голоса 

Далее при мастеринге нам придется компрессировать и нормализовывать этот диапазон, чтобы восполнить некоторое уменьшение «плотной середины»:

Компенсация обработки фонограммы в мастер-цепочке 

2. Динамическая де-маскировка.

В отличие от частотного метода динамическая де-маскировка основана на изменении громкости фонограммы.

Динамическая де-маскировка. Способ 1.

«Дакинг» — снижение громкости фонограммы в зависимости от громкости голоса, соответственно в паузах голосового трека фонограмма будет звучать на максимальной громкости. Наиболее адекватно реализуется способ вручную (выделены фрагменты фонограммы, где громкость осталось неизменной):

Ручной «дакинг» в Magix Samplitude 

Динамическая де-маскировка. Способ 2.

Вручную увеличивается  громкость сильных долей в фонограмме. Это разновидность  так называемого «управляемого клиппинга», когда вручную до искажений лимитируют сильные доли в фонограмме. В нашем случае мы либо лимитируем их в меньшей степени, управляя громкостью сильных долей (на трек в таком случае ставится компрессор или лимитер):

Усиление сильных долей в фонограмме в Magix Samplitude 

  Динамическая де-маскировка. Способ 3.

Использование экспандера.

Задача прибора — увеличить динамический диапазон фонограммы. Наиболее эффективен этот способ при совместном использовании с частотной де-маскировкой при однообразной фактуре фонограммы.

5. Предсказуемость — залог работы без ошибок

Перечислю еще несколько советов, придерживаясь которых, вы практически всегда будете получать предсказуемый результат при обработке любого сигнала:

1. Купите полюбившийся вам пакет программной обработки. Осознание того, что вы должны отработать потраченное подтолкнет вас к внимательному изучению каждого процессора пакета. Вы откроете новые способы и приемы обработки, прочитав документацию.

2. «Прикипите» к конкретным плагинам и цепочкам. Освойте шот-каты. Кропотливо анализируйте все аспекты работы приборов.

3. Не проверяйте новые приборы в текущей работе. Выделите для этого специальный час или два. А выбрав новые приборы постепенно вводите их в работу.

4. Выделите несколько цепочек плагинов под реализацию идей, например:

Цепочка «Промо голос с хорусом»:

1. EQ — частотная коррекция

2. DEESSER — сжатие диапазона шипящих

3. CHORUS — модуляционный эффект

4. MULTIBAND COMPRESSOR — коррекция «бубнения» после модуляционной обработки

5. MASTERING COMPRESSOR — общее уплотнение

Как видите, рекомендации направлены на то, чтобы сделать рабочую среду максимально предсказуемой. Тот же самый подход следует применять при работе с «железом» и в обустройстве студии. Любой эксперимент должен быть осознанным.

Из материалов   информационно-технического журнала Звукорежиссёр 1/2008

Комментарии 298

  • Magnificent goods from you, man. I’ve understand your stuff previous to and you’re just too magnificent. I really like what you have acquired here, certainly like what you are saying and the way in which you say it. You make it enjoyable and you still take care of to keep it smart. I cant wait to read far more from you. This is actually a terrific web site.

  • You could definitely see your skills in the work you write. The world hopes for even more passionate writers such as you who aren’t afraid to mention how they believe. All the time follow your heart. «If the grass is greener in the other fellow’s yard — let him worry about cutting it.» by Fred Allen.

  • What i do not realize is in truth how you’re now not actually much more smartly-liked than you may be right now. You are so intelligent. You understand therefore significantly in terms of this matter, made me individually imagine it from so many numerous angles. Its like men and women don’t seem to be involved until it is something to accomplish with Girl gaga! Your individual stuffs excellent. At all times handle it up!

  • Wow! This could be one particular of the most useful blogs We’ve ever arrive across on this subject. Actually Magnificent. I’m also an expert in this topic so I can understand your effort.

  • Hello, you used to write magnificent, but the last several posts have been kinda boring… I miss your tremendous writings. Past several posts are just a little bit out of track! come on!

  • Большое спасибо за информацию, теперь я не допущу такой ошибки.

  • you’re really a good webmaster. The website loading speed is amazing. It seems that you are doing any unique trick. In addition, The contents are masterwork. you’ve done a great job on this topic!

  • whoah this weblog is great i love reading your posts. Keep up the great work! You know, lots of individuals are looking round for this information, you can aid them greatly.

  • 5. Finesse never cleared the Oscar Peterson sample on the original record. I did nothing wrong. We spoke on the phone had a good conversation, he was cool with the record. It’s all love tho. I ain’t even mad at dude. He still a legend.»

  • Wow, fantastic blog layout! How long have you been blogging for? you made blogging look easy. The overall look of your web site is excellent, let alone the content!