Октава МКЛ 5000
[ad 2]
Микрофон я купил через интернет, примерно, в 2008 году, непосредственно, у производителя (город Тула, Россия). Могу сказать, что это тот самый микрофон, который я хотел преобрести и не только потому, что бы поддержать отечественного производителя! Хотя и поэтому тоже. 🙂 Но много лет у меня был конденсаторный «Shure KSM 44» и сравнивая его звук с семплами записанными на 5000й октаве, внутренне предпочтение у меня всё же было на стороне октавы. Тёплый звук, естественная передача первоисточника звука и т. д. и т. п.
Правда, оценить эту разницу в реале я смог не сразу, поскольку, когда купленный микрофон уже был распакован и подключен, меня ожидало полнейшее разочарование… Микрофон шумел и фонил, при этом громкость записи была всего -15 дб. И это было ужасно!
Вот таким «приятным» было первое очное знакомство с этим «шедевром отечественного производства»! Возможно, что кто то, как и я когда то, сейчас сидит и проклинает «тот день, когда он сел за баранку этого пылесоса»… вобщем, парится по поводу каких то шероховатостей и «капризов» октавовского пятитысячника.
Хочу поделиться опытом, вероятно, это сможет сэкономить кому то драгоценные нервы…
Сначала, как я ни старался, звук, кардинально, улучшаться не хотел. Тогда я с пристрастием начал читать и изучать отзывы «счастливых владельцев» этого монстра и это был очередной ужас… Во всех комментариях, так или иначе, упоминалось о пресловутом «шуме». И настроение у меня в связи с этими откровениями было уже «нулевое».
Однако, я понимал, что с этой покупкой мне придётся жить дальше и надо, просто, принимать меры… И я начал борьбу с шумом.
Первое, что было сделано — это перепайка выходного шнура, ибо, у меня было стойкое подозрение, что причина кроется именно в этом. После того как я сделал на шнуре стандартную микрофонную распайку, шум несколько уменьшился, но не исчез полностью. К тому же он приобрёл новую окраску. А именно, стало прослушиваться характерное ламповое шуршание, нарастающее, по мере того, сколько времени микрофон Октава МКЛ 5000 был включен, и по всей вероятности, на это влияла степень «разогрева» лампы, (которая отвечала за усиление и раскачку сигнала).
Я начал изучать «литературное наследие» по теме «ламповые микрофоны». Ну, не может быть, что бы технический брак от шума лампы был достоинством, а не недостатком, не правда ли? И хотя, прочитав в инете несколько, совсем противоположных мнений, о том, что для лампового микрофона «шум», это часть фирменного саунда таких миков, я всё же в это верить не спешил и как выяснилось позже, правильно сделал.
Оказывается, шумы могут генерироваться многими факторами. Первый — это загрязнённость позолоченных мембран, которыми «снимается» звук. Эту причину, пришлось сразу отмести, так как микрофон был нов и мухами ещё, практически, не засижен.
Второй фактор, дающий шумы — это материал из которого сделаны платы внутри микрофона. Была рекомендация посадить лампу 6Ж1П на специальную плату из фторопласта, так как этот материал не набирает влагу, является 100% диэлектриком, термостоек и т. п. А вот текстолит, на котором в основном ведётся монтаж в подобного рода микрофонах, тот обладает этими качествами в гораздо меньшей степени. А в плане набора влаги его показатели сильно уступают фторопласту, который вообще не «набирает» воду.
Эта мысль немного окрылила меня и наконец то я решился разобрать микрофон!
Как ни странно, но на фото в интернете я видел, что многие микрофоны, в том числе и знаменитые ламповые «ньюмены» имеют монтаж деталей как на фторопласте так и на текстолите. Поэтому в поисках истины начались попытки разобрать и проникнуть внутрь «злосчастного» микрофона.
Это была целая история, поскольку, опасаясь повредить что либо в микрофоне, я несколько раз откладывал это мероприятие, но в конечном счёте, перебрав различные колибры отвёрток, нашёл то что нужно и с предельной осторожностью, по-началу, открутил таки по два винтика снизу и сверху и аккуратно … снял металлический цилиндр…
Каково же было моё удивление, ребята! Лампа 6Ж1П стояла на панельке, которая была прикручена к плате из толстого, белого фторопласта… Октавовцы сильно удивили и порадовали, в этом смысле! 🙂
Короче, и тут всё было в порядке.
Я понял что у меня остался всего один вариант, который может давать шум! То есть, это сама лампа. Несложно, предположить, что могла сказаться пересылка по почте, где посылки, иногда, разгружают, бросая их, прямо, с борта почтовой машины и т. п. В таких переездах могла пострадать и лампа.
Вобщем, мне нужно было найти новенький высокочастотный пентод 6ж1П и желательно военного производства. Я перерыл весь инет и нашёл несколько адресов, где продавались такие лампочки… И хотя очень быстро один из продавецов ответил мне по электронке, но к сожалению моему, когда речь зашла о пересылке он, просто, куда то пропал.
И снова я отложил эту затянувшуюся уже «войну» с «шумами в майке» и поехал в отпуск к себе на малую родину. Я знал, что у моего бати, который ещё в конце 40х годов собрал свой первый приёмник, по-сейчас, где то хранились коробки с лампами. И мы с ним нашли их у него в подполе, где обычно хранилась картошка и разные соления. Шансов, что там найдётся 6Ж1П было мало, хотя отец сразу мне сказал, что такие лампы используются почти во всех ламповых телевизорах.
Короче, среди больших триодов и маленьких пальчиковых я нарыл 24 лампы 6Ж1П россыпью и четыре совсем новых в упаковке. Это была наша с батей победа, на уровне, исторически значимых находок кои нередко случаются у загорелых археологов.
Ехал домой с одной мыслью, хоть бы из-за лампы… хоть бы из-за лампы… Ещё одно сомнение было, что лампы в упаковке были 1963 года выпуска. Ну, мало ли, ведь столько времени пролежали, 50 лет — не шутка, хотя на вид «нулёвая»! ))))))))
И вот… лампа заменена.
Включил микрофон. Отрегулировал чувствительность и тут уже стало понятно, что шумел микрофон, именно, из-за этой лампы, так как с «новой лампочкой вып. 1963 года» мик заработал, просто, по-фирмЕ. Шумы, и главное, все шорохи исчезли. И это была уже окончательная победа!
Микрофон Октава МКЛ 5000 на сегодняшний день занимает в моём микрофонном парке, по-праву, флагманское место. По многим показателям, он универсален, и используется, как для вокала, так и для записи акустических инструментов.